Художественная ковка

Художественная ковка металла - это возможность подчеркнуть индивидуальность здания, изысканность, стиль, красоту, которая никогда не выходит из моды.

Реставрация фасадов и интерьеров

Реставрация зданий – сложный комплекс работ по сохранению исторического объекта: фасадов, интерьеров, реконструкции инженерных систем и коммуникаций.

Художественное литье

Художественное литье из чугуна и бронзы. Современные технологии, применяемые на предприятии, позволяют создавать качественные и удивительно красивые литые изделия.
Добро пожаловать > Статья 2003 г "Гидробашня"

Статья 2003 г "Гидробашня"


 

 

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМПЕРАТОРА  ПЕТРА ВЕЛИКОГО. ГИДРОБАШНЯ И ГИДРОКОРПУС.

Гидробашня  была построена архитекторами Виррих Э.Ф. и Падлевским И.В.; гидрокорпус (гидравлическая лаборатория) Есьманом И.Г,   в стиле модерн. Гидробашня является одной из старейших построек на территории СПбГПУ. Она была возведена в 1905 г., через три года после открытия Политехнического института. Выполненная в камне, она заменила временную деревянную гидробашню, обеспечившую работу водопровода с начала строительства института.

Архитектура гидробашни очень интересна: восьмигранный ствол желтого цвета выполнен в виде сторожевой башни средневекового замка с толстыми стенами и узкими окнами-бойницами, а его деревянное островерхое завершение напоминает садовую беседку в виде восточной пагоды. Высота башни - 46 м, бак для воды, объемом 200 куб. м, смонтирован на высоте 40 м. С момента сооружения гидробашня стала, одновременно, и учебным корпусом. В примыкающей к ее основанию одноэтажной постройке в 1905 г. была открыта гидравлическая лаборатория. Автором ее проекта  стал первый преподаватель гидравлики И. Г. Есьман. Он руководил строительством лаборатории и был ее первым заведующим. В 1925-1941 гг. в гидравлической лаборатории работал ученый И. Н. Вознесенский, основатель кафедры гидромашиностроения. Ему посвящена мемориальная доска, установленная на стене здания. Сейчас в этой пристройке находятся лаборатория и кафедра гидромашиностроения им. Вознесенского энергомашиностроительного факультета. Как инженерное сооружение, обеспечивающее работу водопровода, башня использовалась до 1953 г. В годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда здесь находился наблюдательный пункт МПВО. Но во все времена и до сих пор гидробашня является архитектурно-высотной доминантой институтского "городка", ориентиром на местности.                                                                                                                                            

           

Влияние времени и конденсата,  скапливающегося на стенках бака,  привели к разрушению бревен нижних венцов сруба в виде восьмигранника.    В 2003-2005 гг. была проведена полная реставрация башни и фасада гидрокорпуса. После проектных разработок было принято решение о замене нижних венцов. Пришлось создать уникальную конструкцию для вывешивания всего сруба над стволом башни, обеспечивая его устойчивость к  воздействию ветровых нагрузок, которые на такой высоте уже имеют значительные величины. Вес деревянных конструкций составлял более 150 тонн. Для  его облегчения чердачный настил был освобожден от засыпки утеплителя, это примерно 20 тонн. По шаблонам старых бревен новый «восьмерик» трех-четырех венцов рубили на земле. Какое-то время сруб висел на стальных опорах на уровне метра от плоскости опирания на каменный ствол башни.  После замены нижних венцов сруба была выявлена необходимость замены верхних венцов деструктированных из-за долгого присутствия влаги в утеплителе чердака. Причиной этому была протекающая кровля фонарика м верхнего яруса. Надо заметить, что «чашуйчатая» кровля фонарика не реставрировалась с момента постройки башни, это уже более 100 лет. Замена верхних венцов прошла уже быстрее, так как имелись конструкции для подъема всего сруба, и их надо было  только  усовершенствовать, а  главное был опыт такой работы.  При реставрации фасада пришлось снять цементное железнение – результат восстановительных работ послевоенного периода, что привело к полному восстановлению всего штукатурного слоя с тягами и рустами. Эта работа потребовала большого профессионализма. Несмотря на все сложности  реставрационные  работы завершены. Компания получила уникальный опыт  по реставрации и воссозданию исторического объекта Санкт-Петербурга.